Одни из самых старых улиц Петербурга - Большая и Малая Морские. До моря от них топать и топать, но уже в 1704 году рядом с Адмиралтейством появилась Морская слобода, где поселились служащие этой самой верфи.
Жили здесь бедняки. Морская слобода состояла из деревянных или мазанковых домиков, крыши которых были крыты дёрном.
Слобода сгорела в пожаре 1737 года. Ходят слухи, что её подожгли специально, дабы переселить рабочих ближе к заливу, а здесь разместить особняки знати. Но в то время переселить народ было легко и без пожара. Не демократия же, а самодержавие. Мало того, императрица Анна Иоанновна строго следила за тем, чтобы на горе погорельцев не наживались спекулянты. Рост цен на аренду жилья и продукты был ограничен.
Рабочие уехали, а Морские улицы остались. Они и сейчас являются элитной зоной, на равне с так называемым "золотым треугольником". Здесь вряд ли остались коммуналки, всё больше элитные квартиры и общественные пространства, офисы, мини-отели.
Не так давно ближняя часть Большой Морской улицы стала пешеходной зоной. И это правильно, так как с Невского проспекта на Дворцовую площадь по ней выходить эффектнее всего.
Часть мостовой пешеходной зоны является своеобразным музеем. Здесь показано, как раньше мостили улицы. Обыкновенным булыжным камнем, гранитом, деревом, чугуном.
Так что чугунная мостовая есть не только в Кронштадте, но и здесь. А торцевую мостовую я вижу только на Большой Морской. Когда-то деревянными шестигранниками были выложены полосы в ширину кареты на Невском проспекте и других удобных для знати магистралях.
Только в 1930-е годы появился способ в промышленных масштабах асфальтировать улицы. А до того приходилось придумывать нечто другое.